?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В бизнес-организации требуются всего 5 видов Компетенций.

Давайте и рассмотрим их последовательно.

Компетенции 1 Уровня.
Рядовой низовой сотрудник. От него требуется только точно и внимательно выполнять свою работу согласно должностной инструкции.
Главное требуемое качество - исполнительность.

Компетенции 2 Уровня.

Миддл-менеджер. Менеджер, который управляет другими людьми.
Это могут быть и низовые сотрудники, это могут быть и другие менеджеры.
Главное требуемое качество - умение организовывать работу других людей.

Компетенции 3 уровня.
Топ-менеджер.
Человек, который способен придумывать ходы, комбинации, варианты, схемы и т.д. И как снижать налоги, и как выводить товар на рынок, и как простраивать финансовые потоки.
Главное требуемое качество - умение находить новые решения. Которые помогут фирме развиваться дальше.

Компетенции 4 уровня.
Личный секретарь шефа. Такие люди возникают тогда, когда компания разрастается, в ней становится несколько сотен человек и хозяин сам не успевает справляться с управлением.
Эти люди собирают информацию на сотрудников, пишут должностные инструкции, предлагают кого повысить/кого уволить, собирают информацию по компании и т.д.
Главное требуемое качество - ЛИЧНАЯ преданность шефу. Потому что обычно у таких людей есть ВСЯ информация о том, как на самом деле работает компания.
И если они "сольют" эту информацию на сторону - то ли конкурентам, то ли в налоговую - фирме будет очень плохо.

И наконец Компетенции 5 Уровня:
Владелец бизнеса. Собственник. Предприниматель.
Его основная задача - суметь организовать всех остальных для достижения цели бизнеса.
А у бизнеса есть ОДНА главная цель - извлечение прибыли.
Сам собственник может НЕ уметь находить новые ходы и варианты, паять микросхемы и сводить баланс.
Но если он:
а) умеет грамотно ставить цели бизнесу
б) умеет находить и подбирать нужных ему сотрудников
в) организовывать сотрудников в нормальный, работающий рабочий процесс фирмы, который может идти БЕЗ него и
г) управлять сотрудниками и отношениями так, чтобы они достигали поставленных им целей
- то больше ему можно ничего не уметь!
Именно это и является Компетенциями 5 Уровня - уровня Владельца Бизнеса.

Для того, чтобы КАЧЕСТВЕННО владеть Компетенциями 5 Уровня - Владелец бизнеса должен быть человеком ОЧЕНЬ циничным и понимать, КАК на самом деле и за счет чего все происходит.
Розовощекие романтики в бизнесе очень быстро разоряются.

Какие из этого выводы?
БЕСПОЛЕЗНО пытаться обучить человека новым ему Компетенциям! (Если только этот человек - не вы сами ;).
Потому что это отнимает - время, силы, деньги и нервы.
Гораздо проще и дешевле, если Вы НА САМОМ ДЕЛЕ ЗНАЕТЕ - КТО вам нужен - найти нужного сотрудника на рынке. И пригласить его работать.

Единственное исключение - если у Вас большая компания с многими тысячами сотрудников. И вы можете позволить себе содержать толпу внутренних тренеров для внутри-корпоративного обучения персонала.
Но это обычно удел огромных транс-национальных корпораций.
Мы же ведем речь про малый и средний бизнес.

Бизнесмены почему-то обычно очень ценят обучение сотрудников.
Забывая о том, что они сотрудника обучили, все вроде хорошо - а затем сотрудник - уходит. Вместе со всей своей компетенцией. И деньги на обучение персонала оказываются выброшенными зря.

Бизнесмену НИКТО НЕ ПЛАТИТ ЗА ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА!

Отсюда вывод - если за это никто не платит - на этом надо экономить.
А экономить получится, если ИЗНАЧАЛЬНО брать сотрудника, который легко справится с поручаемой ему работой.

Классическая ошибка.
Вот человек является ВЕЛИКОЛЕПНЫМ Низовым Сотрудником, Компетенции 1 Уровня. На своем месте он справляется с работой - ПРОСТО ВЕЛИКОЛЕПНО.
Ну например он продажник.
Вот он продает-продает-продает. Продает хорошо. Продает великолепно.
И его решают поощрить. И ставят Начальником Отдела Продаж.
Вроде бы работа та же самая? Ан нет!
Это уже Компетенции 2 Уровня.
Где требуется умение управлять людьми. Подчиненными. Делегировать полномочия. Уметь спрашивать за результат. Уметь разделять работу между несколькими людьми. И исключать нестыковки.
Как вы думаете, умеет ли это делать рядовой Продажник?
Конечно же - НЕТ!
Потому что он умеет - продавать.
А Управлять его - никто не учил!
И совершенно естесственно, что первые пол-года - год - два - он ПЛОХО справляется со своей работой.
Просто потому, что это Компетенции уже БОЛЕЕ ВЫСКОГО УРОВНЯ.
Где требуются ПРИНЦИПИАЛЬНО другие навыки - по сравнению с Компетенциями 1 Уровня.

Ну ладно, предположим наш Продажник смог за 2 года разобраться в том, как надо управлять людьми на уровне отдела.
Все то время, пока он учился управлять, угадайте с трех раз - что происходило?
ФИРМА НЕСЛА УБЫТКИ!
Потому что человек обучался - за счет фирмы!
За счет того, что он много не умел. Не понимал. Стеснялся. Боялся. И так далее. За счет того, что косячил.
И с той работой, с которой бы великолепно справился бы Миддл-Менеджер (человек, изначально обладающий Компетенциями 2 Уровня), наш Низовой сотрудник справлялся на троечку.

Ну ладно, наш гипотетический Продажник освоил за много месяцев Мастерство Управления отделом. Все наконец стало у него хорошо. Отдел наконец заработал как надо (напоминаю, фирма всю дорогу несла убытки - потому что Продажник НЕ МОГ сразу начать работать нормально - просто у него Компетенции не те).
Уфф. Отдел продаж заработал на ура. Продает, продает, продает. Хорошо продает. Начальник отдела справляется со своей работой.
И нашего продажника, в качестве поощрения, решают опять повысить.
До уровня Коммерческого Директора фирмы.
И это уже Компетенции 3 Уровня.

Как вы думаете, умеет ли находить ПО-НАСТОЯЩЕМУ НОВЫЕ ходы и решения начальник отдела?
Нет конечно!
Просто потому, что у него НЕ БЫЛО такой задачи. Его задачей было - организовать группу людей, его непосредственно подчинающимся. Чтобы они делали то, что от них ожидается.

И вот наш новоявленный Коммерческий Директор приступает к работе.
Человек с Компетенциями 2 Уровня начинает работать на должности, где требуются Компетенции 3 Уровня.
Как вы думаете, что ОПЯТЬ произойдет?
Конечно же, человек будет первоначально НЕ справляться со своей работой!
Потому что это - СОВЕРШЕННО НОВЫЕ для него Компетенции!
Которых у него просто - нет.
И все время, пока он пытается освоиться, что он делает?
Правильно, приносит фирме УБЫТКИ!
Повышая свою компетенцию за счет фирмы.
За счет того, что принимает НЕоптимальные решения.
Справляясь со своей работой, опять же - на троечку. В лучшем случае.

Ну ладно, наш гипотетический Коммерческий Директор опять за пару лет освоил новые для себя Компетенции - Компетенции 3 уровня.
И решил: "А нафига мне все это надо - работать на кого-то по 8 часов в сутки? Лучше я открою свою фирму!".

И уходит. И пытается открыть свой бизнес.
И что у него опять получается? :-))
Правильно!
Человек с Компетенциями 3 уровня, пробует заниматься тем, для чего требуются Компетенции 5 уровня:
Спокойно-циничное отношение к сотрудникам. Понимание, что именно ДЕНЬГИ (а отнюдь НЕ хорошие отношения в коллективе) являются РЕЗУЛЬТАТОМ работы бизнеса. Что бизнес НЕ должен зависеть от сотрудников. Что сотрудники - это ОБОРУДОВАНИЕ, предназначенные для зарабатывания денег и извлечения прибыли. Что Миссия фирмы - нужна только сотрудникам. И упаси господи, если в Миссию Фирмы поверит владелец бизнеса.
Ну и так далее.
Господа бизнесмены, которые владеют бизнесами - надеюсь, понимают, о чем я говорю.

Те, кто начинал строить свой бизнес сам, с нуля - обычно проходит по этой Ступени Компетенций - от Уровня Компетенций 1 до Уровня Компетенций 5.
Или разоряется.

Когда бизнес только начинается, и Владелец Бизнеса - он и сотрудник, и бухгалтер, и водитель и т.д. - все хорошо.
Но потом приходится нанимать новых людей, потому что одному просто невозможно справится со всей работой.
И Владелец Бизнеса начинает осваивать Компетенции 2 уровня - управление другими людьми. Становится Миддл-Менеджером.
Если он не смог освоить Компетенции 2 Уровня - бизнес или разоряется.
Или Владелец Бизнеса решает всех уволить к чертовой матери и делать все сам - для того чтобы качество работы было на самом деле высокое. Так, как было в самом начале. И откатывается назад - и в своем развитии, и в развитии бизнеса.

Ок, Владелец Бизнеса смог освоить Компетенции 1 Уровня.
Ладно, бизнес растет. И самому уже не удается не только с работой в одиночку справляться - но и даже управлять всеми сотрудниками. Когда самому с работой Миддл-Менеджера уже не удается справляться одному.
Тогда Владелец Бизнеса поднимается на следующую ступеньку - и начинает осваивать Компетенции 3 уровня. Делегируя то, что можно делегировать - людям с Компетенциями 2 уровня. Управляя Миддл-Менеджерами.

Ладно, бизнес продожает расти. И тогда Владельцу Бизнеса не удается даже с текущей управленческой работой справится.
Тогда в организации и появляются люди с Компетенциями 4 уровня. Которые выполняют за шефа всю грязную работу. Собирают досье, копят компромат, наушничают шефу, готовят должностные инструкции, расписание кто когда пойдет в отпуск, кого премировать а кого оштрафовать - в общем, обычная управленческая текучка по управлению большой фирмой.

И Владелец Бизнеса наконец в полной мере осваивает Компетенции 5 уровня.
Которые, напомню, заключаются в следующем:
а) умееть грамотно ставить цели бизнесу
б) умееть находить и подбирать нужных сотрудников
в) уметь организовывать сотрудников в нормальный, работающий Рабочий Процесс фирмы, который может идти БЕЗ Владельца Бизнеса и
г) уметь управлять сотрудниками и отношениями так, чтобы они достигали поставленных им целей

Можно конечно, пытаться научиться всем этим 5 видам Компетенций самому. В процессе жизни.
Набивая шишки, теряя время, нервы и деньги. Разоряясь. Совершая классические ошибки в подборе персонала. Которые потом выливаются в нелояльность коллектива, воровство на рабочих местах и нежелание сотрудников работать, при этом получая большие зарплаты.

А можно обучиться на семинаре "Эксперт-Руководитель: Руководство по эксплуатации человека человеком" и узнать, КАК настроить бизнес, чтобы он работал у Вас - как швейцарские часы.
Чтобы прибыль росла. Чтобы сотрудники работали за маленькую зарплату - с энтузиазмом. Чтобы у Вас, Владельца Бизнеса - наконец появилось Ваше свободное время. Выходные и отпуска. Чтобы Вы могли оставить на время свой бизнес, а затем вернуться и обнаружить, что все по-прежнему хорошо работает. Чтобы Вы перестали зависеть от сотрудников, а сотрудники начали зависеть от Вас. Чтобы Вы могли, при желании, продать свой бизнес за хорошую цену инвестору.
Чтобы бизнес наконец стал Бизнесом.
А не Работой, которая отнимает у Вас по 8-12-16 часов в сутки 365 дней в году.

17 октября 2009 г.
(c) Колесов П.Б., директор Сибирского Центра НЛП-технологий, бизнес-консультант.

Comments

( 9 комментариев — Оставить комментарий )
unvar
17 окт, 2009 02:59 (UTC)
Хорошо писать стал. :) Поздравляю!
pavel_kolesov
19 окт, 2009 08:15 (UTC)
Спасибо! :)
Скоро, я надеюсь, выйдет моя первая книжка - по достигаторству. :-)
Это я на ней натренировался писать тексты. ;)
sleepytomcat
17 окт, 2009 20:15 (UTC)
Из соображений этикета хорошо бы использовать lj-cut, а то в ленте друзей очень неудобно читать :(
argenet
21 окт, 2009 16:52 (UTC)
>> Гораздо проще и дешевле, если Вы НА САМОМ ДЕЛЕ ЗНАЕТЕ - КТО вам нужен - найти нужного сотрудника на рынке. И пригласить его работать.

А откуда берутся грамотные сотрудники высших (3-4) уровней компетенции? :)
Это в большинстве своём те, кто учились за счёт предыдущих фирм, как описано в примерах выше? ;)
pavel_kolesov
22 окт, 2009 19:46 (UTC)
Сотрудники 4 уровня компетенции - это сотрудники, которые стоят ВНЕ иерархии фирмы. Они ПОЛНОСТЬЮ зависят от шефа.
И их надо строго выращивать самому. И подбирать под себя.
Со стороны их брать - это с гарантией УГРОБИТЬ свою фирму. Почему - см. выше.

Сотрудники же 3 уровня компетенции - откуда берутся:

1. Владелец бизнеса сам может быть 3 уровня компетенции. Если Вы ПОСТОЯННО умеете генерировать новые решения - почему нет. :)

2. Можно вырастить сотрудника 3 уровня компетенции внутри своей компании с нуля из низового сотрудника.
Это долго, хлопотно, ОЧЕНЬ дорого. Могут позволить себе только ОЧЕНЬ крупные бизнесы. С количеством сотрудников, исчисляемого тысячами-десятками тысяч человек.

3. Найти человека с нужными привычками - и пригласить работать к себе. И воспитать под себя. Это решение вполне могут позволить себе малые и средние бизнесы. Потому что на такое решение уходит в разы меньше времени по сравнению с предыдущим вариантом. Но найти таких людей - реальная проблема. Они в мире есть - но их реально мало. И зачастую они уже рулят своим бизнесом. Либо чужим. ;)

4. Соответствено, 4-й вариант откуда берутся люди 3-го уровня компетенции - head hunting. Их приводят "охотники за головами" из других компаний. В которых они собственно и выучились. ;)
(Анонимно)
30 ноя, 2009 06:03 (UTC)
Loff onE
"Что Миссия фирмы - нужна только сотрудникам. И упаси господи, если в Миссию Фирмы поверит владелец бизнеса." Почему бы и не поверить? Миссия, изрекаемая из уст верящего в нее человека, звучит убедительнее, миссиестее! Только верит он в эту миссию не как в цель бизнеса, а как в средство. А верить очень даже полезно!
pavel_kolesov
11 дек, 2009 11:30 (UTC)
Re: Loff onE
Фигня в том, что если человек начнет ПРИТВОРЯТЬСЯ, что он верит - то через некоторое время он С НЕИЗБЕЖНОСТЬЮ - поверит. :-)
так что владельцу бизнеса НЕ стоит верить в миссию своего бизнеса.
Ровно для того, чтобы сохранять голову ясной и чистой.
И помнить, что Главная Цель Бизнеса - ЭТО ПОЛУЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ.
А не озеленение города, наведение порядка в окружающем мире или еще что-то.

В Миссию Фирмы владельцу бизнеса полезно верить ТОЛЬКО в то время, пока говоришь на эти темы с подчиненными - чтобы это выглядело конгруэнтно.
В любое другое время к Мисии Фирмы полезно относится с юмором. И помнить, что это - инструмент. Достижения целей. И своих собственных в том числе.
koposoff
24 апр, 2012 17:40 (UTC)
Павел Борисович, добрый день!
... а если я не являюсь хозяином бизнеса, и вообще у меня никакого бизнеса пока нет, я всего лишь сотруднник 1 уровня, и то не самый выдающийся, а так себе, 50/50, так вот, вопрос в чём - есть ли смысл для меня участвовать в данном семинаре? при том, что заводить свой бизнес в ближайший год-два я, скорее всего, не соберусь.
pavel_kolesov
25 апр, 2012 03:49 (UTC)
ответ
На "Эксперт-Руководитель" идти имеет смысл в следующих случаях:
1. у вас есть свой бизнес и вы хотите от него больше денег. И тратить не него меньше свободного времени
2. вы работаете по найму и вы топ-менеджер. И хотите разобраться, как улучшить свои управленческие компетенции. И более эффективно управлять бизнесом.
3. вы работаете по найму миддл-менеджером. И хотите сделать карьерный рост - опять же за счет знания - как наиболее эффективно эксплуатировать своих подчиненных.

> я всего лишь сотруднник 1 уровня, и то не самый выдающийся,

тогда вам вряд ли имеет смысл идти.
Плюс - я сомневаюсь, что вы легко сможете оплатить 24 тыс руб за Основной Блок тренинга плюс еще 24 тыс руб за ВИП-блок тренинга.

"Эксперт-Руководитель" - это достаточно дорогой тренинг для людей, которые УЖЕ успешны. И хотят стать еще успешнее. ;)
( 9 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by chasethestars